Ушу-саньда (Саньшоу) как вид спорта родился на основе многовековых традиций китайских боевых искусств и за короткое время получил признание в более чем 70 странах мира, в том числе и в России.
УШУ-Саньда отличается от других спортивных видов тем, что это единоборство в
системе полного контакта, объединяющее в себе бросковую и ударную технику, а
также защитные действия. Разрешается использовать приемы и удары любой школы и
любого стиля, нельзя только бить в места, запрещенные правилами. В таких поединках
не только оттачивается техника и совершенствуется мастерство, но и укрепляется
здоровье, а также вырабатываются такие замечательные качества, как смекалка,
ловкость, решительность.
УШУ-Саньда:
история поединков в Китае
Китайское слово "саньда" означает в буквальном переводе
"неканонизированные удары" или "свободные удары". Смысл
этого выражения в следующем. Когда человек изучает боевые искусства, то вначале
он отрабатывает приемы в одиночку, "в воздух". Это могут быть как
отдельные упражнения, так и комплексы формальных упражнений, которые
по-китайски называются "таолу". После освоения формы движений, их
отрабатывают в парах. В каждом стиле ушу существуют свои наборы парных
комплексов, которые называются "дуйлянь". Слово "дуй"
означает "быть напротив чего-либо", в качестве производного значения
- "быть парным чему-либо"; слово "лянь" означает
"тренироваться". Таким образом "дуйлянь" - это
"тренировка в паре". В комплексах-дуйлянь все движения всех
участвующих (комплекс может предназначаться для троих и даже более человек)
расписаны заранее. Это позволяет научиться правильно рассчитывать ритмику
движений в приемах, применять их в нужный момент, в нужный момент прилагать
силу. Однако чтобы применять приемы в реальном бою, нужно уметь правильно
реагировать на неожиданно возникающую ситуацию. Именно для этого и служит
саньда, когда участники применяют любые приемы, когда нет заранее предписанных
действий. Поэтому, когда нет смысла придерживаться особой точности, слово
"саньда" обычно переводят как "свободный бой".
Китайцы много дрались во все времена. Уже в документах
периода "Вёсен и Осеней" (так называют исторический период, когда
была написана летопись "Вёсны и Осени", приписываемая Кофуцию;
VI--III века до нашей эры) имеется много упоминаний о "сянбо"
("сян" - "взаимный", "друг другу"; "бо"
- "драться"). В 1975 году во время раскопок на горе Фэнхуаньшань в
могиле времен династии Цинь (221--206гг. до н.э.) был найден гребень, на
изогнутой спинке которого было цветное изображение людей, ведущих схватку на
помосте. Имеются изображения схваток на всех фресках Ханьского периода
(династия Хань правила с 206 года до н.э. по 220 год нашей эры). В текстах
VI--X веков имеется много упоминаний о схватках "шоубо" ("рукопашная
схватка") и "цзюэли" ("соизмерение сил") или
"цзюэди" ("схватка"). Вот пример подобного текста:
"Император династии Поздняя Тан (923--936) Чжуан-цзун был очень энергичен,
очень любил как смотреть цзюэди, так и участвовать. Однажды решил победить в
поединке Мэнь Гуаня, но вначале уговорился с чиновником, что тот не будет
слишком уж поддаваться. Мэнь Гуань отступал четыре раза, но, как говорят,
будучи опрокинутым ударом и скрученным, он ударил рукой и повалил императора,
получил за это округ Ю и звание цзедуши". Из текста видно, что в схватках
применялись как удары, так и борцовские приемы. По текстам можно выделить
следующие общие черты традиции публичных поединков того времени: поединки
происходили на квадратном помосте (что вообще стало характерной чертой публичных
поединков в Китае во все последующие времена), не было деления по весовым
категориям, не было защитных приспособлений, использовались любые приемы,
победитель получал ценный приз.
При династии Сун (960--1279) рукопашный бой был введен в качестве средства
физического воспитания в армии, и в столичной канцелярии обороны государства
был сооружен специальный помост для поединков, называемый "лэйтай"
(таким термином обозначают как сам помост, так и поединки на этом помосте).
Померяться силами туда съезжались бойцы со всех уголков страны. Правилами
запрещались "недостаточные захваты", "стягивание штанов".
Разрешалось использование ударов и бросков, "использовать ножное
резание" (то есть проводить приемы в падении, типа самбистских
"ножниц"). Победителям вручались знамена, серебряные чарки, парчовые
халаты, скакуны и т.п. Династия Мин (1368--1944) вошла в историю как
"золотой век ушу", и лэйтай в то время были очень популярны. На
колоннах по обе стороны помоста для подогревания атмосферы вешались парные
надписи, вроде "удар кулака свирепого тигра из южных гор" и
"удар ноги водяного дракона из северных морей". Чтобы не было споров
о том, кто победил, перед началом боя оба участника подписывали документ о
жизни и смерти, без подписания такого документа никто к боям на помосте не
допускался. В годы правления маньчжурской династии Цин (1644--1911) лэйтай
широко распространились в народе. Во время какого-нибудь деревенского
праздника, к примеру, организаторы могли сколотить помост на открытом месте и
принимали вызовы от всех желающих. Никаких допусков, предварительной
регистрации и т.п. не было, от бойца требовалось только громко объявить, кто он
и откуда. Опять же, это были не спортивные поединки, смерть участника саньда
была вполне в порядке вещей, поэтому рисковали выходить на помост лишь очень
уверенные в своем мастерстве люди. Широкое распространение поединков на помосте
свидетельствует о высоком уровне рукопашного боя того времени.
В 1911 году в Китае произошла буржуазная революция. Как это
бывает после всех революций, начали производить перемены. Китайские боевые
искусства стали обозначать термином "гошу" ("национальное
искусство"), и при поддержке богатых спонсоров (в том числе и членов
правительства) в 1928 году в Нанкине (который тогда был столицей Китая) был
открыт Центральный институт гошу. Чтобы привлечь внимание, набрать
квалифицированных преподавателей и завлечь студентов, в Нанкине были устроены
поединки на помосте всекитайского масштаба. Перед этим долгое время специальные
люди ездили по разным провинциям Китая и приглашали известных мастеров. Эти
поединки были названы "гошу гокао" ("государственные испытания
по гошу"). Шли они десять дней. Бои проходили на прямоугольной площадке,
разрешались любые приемы, кроме ударов в глаза, горло и пах. Требовалось
победить в двух из трех раундов, однако раунды не были ограничены по времени.
В 1933 году Центральный институт гошу провел вторые "гошу гокао".
Было ясно, что смертельные поединки проводить нельзя, однако правила могли
ограничить реалистичность боев. Было решено запретить "смертельные удары
по точкам" (ибо удачное применение нежелательно, а эффективность имитации
удостоверить невозможно), все остальное (вплоть до захватов за волосы) разрешалось.
Помимо рукопашного боя, проводились отдельные состязания по китайской борьбе
шуайцзяо, европейскому боксу, поединкам на длинном и коротком оружии.
Участвовали представители большинства провинций и крупных городов Китая, в иных
делегациях число представителей превышало сотню человек. Однако далеко не все
были мастерами, и столь свободные правила поединков заставляли думать прежде
всего о собственной безопасности, в результате чего в большинстве поединков
участники не осмеливались атаковать, а только уклонялись. Газеты того времени
оценили это так: "Соревнования по гошу достигли уровня петушиных
боев". Чтобы увидеть истинный облик боевых искусств в 1929 году в
Чжэцзянском провинциальном институте гошу было проведено "Общее собрание
неформального гошу". В нем приняло участие 545 человек, прошедших
серьезный отбор и представлявших 12 провинций и 4 крупных города; из них 125
человек участвовало в поединках. Для участия в этих состязаниях была необходима
рекомендация. Если после просмотра исполнения комплекса формальных упражнений
возникали серьезные сомнения в соответствии рекомендации истинному уровню, то
человека старались отговорить от участия в поединках. Бойцовский помост был
высотой 1,3 метра, длиной 20 метров и шириной 18,6 метра. Правила поединков изобиловали
дырами, их приходилось корректировать прямо по ходу боев. В конце-концов было
решено, что "кулак и стопа одинакого равноправны, можно бить во все части тела".
В 1933 году в Нанкине состоялось "Всекитайское
спортивное общее собрание", где попытались провести поединки по-новому - в
защитном снаряжении (использовались бейсбольные нагрудники и средства защиты
ног из футбола), запрещались удары в голову и в пах, контроль времени
по-прежнему отсутствовал. В результате схватки стали напоминать борьбу,
некоторые бои шли больше часа. Газеты того времени критически замечали:
"Бои по гошу стали похожи на корриду". Стало ясно, что западный путь
развития боевых искусств, то есть создание систем правил и организации
соревнований, является тупиковым: стремление к безопасности участников снижает
реалистичность боя, и приемы, эффективные в реальном бою, становятся бесполезными
для победы в поединке по правилам. После установления в Китае власти
коммунистической партии власти постарались вообще вытравить из памяти то, что
ушу - это искусство БОЯ. Развивалась гимнастика - ушу, основанная на исполнении
комплексов, приемам саньда учили только некоторые старые мастера, рискуя
(особенно в годы Великой культурной революции) попасть под пресс
государственной машины.
В 1979 году Госкомспорт КНР принял решение разработать новую форму соревнований
по ушу - поединки - саньшоу. В рекламных целях, чтобы сделать вид, что это
возрождение старых традиций ушу, их часто называли саньда или лэйтай. Старых
мастеров это возмутило: они прекрасно помнили, к чему привели попытки поединков
по правилам в 1930-х годах. Однако выросло уже несколько поколений, которые не
видели настоящего саньда, и они принимали официальную версию за чистую монету.
В результате во многих странах, под "саньда" зачастую понимают именно
официальный государственный "китайский кикбоксинг с бросками", а не
абсолютно свободный бой, как это было в ушу всегда.
Историческая хронология современного Саньда
Первая Всекитайская Национальная Соревновательная и
показательная Спартакиада проводилась 8-12 ноября 1953 года в г. Тяньцзине. 145
спортсменов соревновались по 332 спортивным дисциплинам. Поединки в саньда
проводились без защитного снаряжения в полный контакт. Чемпионом по саньда стал
Ма Сяньда, сын Ма Фэнту.
Первые Всекитайские соревнования по саньда (официальные) проводились в ноябре
1982г. Использовалась защитная экипировка.
В августе 1985г. в г. Сиань (провинция Шэньси), проводились Первые крупные
соревнования, в которых участвовало 16 стран, был образован подготовительный
комитет Международной Федерации Ушу, во главе с Сюй Цаем.
Саньда как вид спорта появился на экспериментальном международном турнире в
Пекине в 1989 г.
В феврале 1991 года семеро россиян в составе сборной СССР, присутствовали на
первом Международном турнире по Саньда в Пекине. В октябре 1991 г. сборная
России приняла участие в количестве пяти человек на чемпионате Мира, который
проходил в Пекине, и двое из них стали чемпионами Мира, это – Рамазанов
Рамазан, вес 75 кг и Джапаров Казбек, вес 90 кг. Оба они тренируются под
руководством главного тренера России Рабаданова Магомедкамиля Набиевича.
В апреле 1993 года в г. Москве состоялся первый Кубок Европы, где команда
России заняла 1 место
Хочется отметить, что в 1997 году впервые сборная России по Ушу
– Саньда заняла 1 место на Чемпионате Мира, который проходил в Риме (Италия).
В 1998 г. сборную России на Чемпионате Европы представили пять спортсменов, где
чемпионом Европы стал спортсмен Магомедов Абдула (90 кг), который тренируется
под руководством Гаджиева Магомедэмин Нурутдиновича.
В 1999 г. сборная России выезжала в Гонконг на 5-й Чемпионат Мира по Ушу. Два
представителя из сборной России стали чемпионами Мира, это – Ахадов Мурад (вес
65 кг) тренер Чаптиев Багаудтин и Атаев Бозигит (вес 80 кг).тренер Магомаев
Гусен Сагидович. В итоге сборная России заняла 3-е место.
15-17 сентября 2000 г. в г. Москве по итогам чемпионата России была
сформирована сборная России и после учебно-тренировочных сборов, которые прошли
под руководством Заслуженного тренера России, главного тренера сборной России
по Ушу-саньда Рабаданова Магомедкамиля Набиевича наша команда была представлена
в Голландии на Чемпионате Европы, где заняла 1 общекомандное место (3 золотые
медали).
1-7 ноября 2001г. в г. Ереване состоялся Чемпионат Мира, где выступили четверо
спортсменов из России. По итогам соревнований сборной командой России по
ушу-саньда была завоевана 1 золотая, 1 серебряная и 2 бронзовые медали.
В данный момент самым титулованным в мире спортсменом в виде Ушу – Саньда
является трехкратный чемпион Мира и двукратный чемпион Европы, неоднократный
чемпион СССР и России Джапаров Казбек Нурмагомедович, который тренируется под
руководством З.Т.Р. Рабаданова М.Н. Федерации Ушу г Москвы.
В настоящее время в целях координации развития ушу-саньда, по решению регионов была создана Федерация Ушу Саньда (Саньшоу) России, которую возглавляет Заслуженный тренер России Рабаданов Магомедкамиль Набиевич. В настоящее время в эту Федерацию входит большинство организаций развивающих ушу-саньда в Российской Федерации. Шевченко Виктор Григорьевич является Почетным Президентом федерации Ушу-Саньда (саньшоу) России. В. В. Путин приветствует развитие Ушу в России, так как это молодой и быстро развивающийся вид спорта.
История китайских боевых искусств времен советско-китайского пограничного конфликта 1969 года
Хуэй Мичжоу
Каждый год 1 августа все китайские военнослужащие отмечают День образования НОАК. Ветераны вооруженных сил приглашаются, чтобы рассказать о своем славном боевом пути молодым поколениям. Эту историю рассказал мне Цзянь Чжоу, офицер частей специального назначения 49-й полевой армии (и мой инструктор).
2 марта 1969 года китайские и советские войска открыли друг в друга огонь на маленьком кусочке спорной территории у реки Уссури на северо-восточной границе Китая. В Китае эта территория известна как остров Чжэньбао (Драгоценный остров). Это был первый в новой истории конфликт двух коммунистических сверхдержав. Новое столкновение произошло 14-15 марта, на этот раз с вовлечением большого количества войск и бронетехники. Спорадические стычки происходили вдоль границы и в последующие месяцы, причем обе стороны заявляли о своих победах и обвиняли другую сторону в агрессии. Напряжение постепенно возросло настолько, что об ограниченном ядерном конфликте говорили как о чем-то реально возможном. Китайское правительство немедленно начало лихорадочную антисоветскую пропаганду и приказало нации приготовиться к войне против этой "новой угрозы". Была выстроена широкая сеть туннелей и бомбоубежищ, а ключевые военные и промышленные учреждения были перебазированы в глубинные районы. Вдоль всей манчжурской границы люди были заняты рытьем бомбоубежищ и заклеиванием стекол в окнах, а также интенсивной военной и партизанской подготовкой для противодействия потенциальному советскому вторжению.
Угроза немедленной войны полностью исчезла, наверное, 11 сентября 1969 года, когда советский премьер Алексей Косыгин, следуя из Ханоя с похорон Хо Ши Мина, сделал незапланированную остановку в Пекине для трехчасовой встречи с китайским премьером Чжоу Эньлаем. Обе стороны согласились, что необходимо разъединить войска вдоль границы и начать переговорный процесс.
Какова же была реальная причина этого пограничного конфликта? Кто начал первым? Обе стороны обвиняют друг друга, однако для правильного понимания советско-китайского пограничного спора 1969 года вначале нужно понять социальную и политическую ситуацию того времени.
Хорошо известно, что компартия Китая после долгой борьбы впервые получила власть в 1949 году. Гораздо менее известно, что ключевую роль в этом сыграл Советский Союз. В 1945 году советские войска атаковали японцев и с молниеносной скоростью освободили Манчжурию. Памятники советским воинам-освободителям до сих пор можно встретить в тех местах. Затем СССР позволил Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК) войти в Манчжурию и вооружил ее захваченым японским оружием, а также провел обучение войск. Это напрямую ускорило освобождение Китая. Однако с 1960 года отношения начали ухудшаться, так как Председатель Мао стал опасаться огромного советского влияния. Чтобы отвлечь внимание народа от внутренних проблем, вызванных Культурной Революцией (1966-69), Мао Цзэдун объявил, что первейшей угрозой для нации является Советский Союз. Это впрямую подвигло НОАК на конфликты с советскими пограничными частями вдоль северной границы.
Соглашения о границах, принятые в годы дружбы, утверждали, что граница проходит по центру основного русла реки Уссури. Однако летом 1968 года в результате локального наводнение путь основного русла изменился и отрезал от китайской территории кусок, известный позднее как остров Чжэньбао. Зимой пограничники обоих сторон случайно встретились на спорной территории. Первоначально все сводилось к разговорам, но позднее слова начали перерастать в ожесточенную конфронтацию. Большинство стычек с применением силы решалось в пользу более крупных и сильных советских солдат, которые выпинывали своих китайских оппонентов на их "сторону границы". Попытки китайцев заснять на пленку эти избиения (с целью дальнейшего использования в пропагандистских целях) нейтрализовались советской стороной, так как советские солдаты не испытывали никаких стеснений в избиении этих "журналистов" и отбирании у них пленок.
Однако китайские солдаты, будучи преданными своему ``богу" - Председателю Мао - и его революционному пути вновь и вновь возвращались на остров Чжэньбао чтобы вновь быть избитыми или даже счастливо умереть за своего великого лидера. Это все больше раздражало советские войска, но драки никогда не перерастали уровня безоружного столкновения, так как обе стороны опасались последствий применения оружия. Потому эти стычки стали известны как "групповые драки".
Чтобы "спасти лицо", командование НОАК однажды решило послать хорошо тренированных солдат из полка спецназа 49-й полевой армии вместо местных пограничников, чтобы разобраться с крупными советскими солдатами. "Журналист" также был заменен высокоуровневым инструктором спецназа, чтобы наконец задокументировать "советскую агрессию". Эти специальные части были обучены рукопашному бою в соответствии с "Руководством по рукопашному бою НОАК" образца 1963 года. Они легко защищались от советских пограничников в этих "групповых драках". Согласно перехваченным сообщениям с советской стороны командиры местных советских частей сообщили начальству, что китайские пограничники заменены специальными частями регулярной полевой армии. Это суждение было сделано на основании новой боевой стойки китайских солдат, скорости, мастерству использования ног, болевых приемов на шею и руки. Советской стороне произошедшее было очевидно, так как они участвовали в тренировке китайских солдат в предыдущие десятилетия.
В ответ командование Советской армии решило послать свои специальные части для участия в предстоящих "групповых драках". Командир этого подразделения был известен как "Хромой лейтенант" из-за своей запоминающейся походки. Сообщалось, что он травмировал сухожилие на голени во время боевой тренировки. Тем не менее он оставался выдающимся боксером, и после его прибытия у многих китайских солдат были сломаны носы. Причиной была традиционная шутка над китайскими солдатами: "еще раз попадетесь Хромому лейтенанту в драке - не найдейтесь когда-нибудь найти жену!", имея в виду что ваше лицо будет разбито всмятку, и, следовательно, станет непривлекательным.
Техника западного бокса, особенно внезапный удар с передней руки, впечатлила китайцев. Как упоминалось выше, китайские спецчасти тренировались в соответствии с учебником 1963 года, который учил использовать заднюю руку (которая обычно размещалась низко для защиты паха) для атаки, а переднюю руку - как защитный щит. Поэтому внезапный удар с передней руки был абсолютно новой концепцией, также как и высокая позиция задней руки. Кроме того было обнаружено, что зимой удары ногами трудно проводить безопасно для себя из-за скользкой почвы и теплой одежды, таким образом китайцы теряли последнее преимущество перед западной техникой бокса. Это привело позднее к введению в 49-й армии западного бокса в искусство безоружного боя. Достигнуто это было с помощью разведотдела НОАК, известного как Отдел изучения противника. Другим уроком, выученным в результате этого пограничного конфликта, было то, что при равном мастерстве размер бойцов ИМЕЕТ значение. Поэтому в спецвойска стали отбирать крупных солдат. Так, к примеру, был отобран мой инструктор - Цзянь Чжоу. При удовлетворительных физических данных (рост 182см, вес 85кг), подготовке в боевых искусствах и борьбе и происхождении из военной семьи из Монголии отбор в спецчасти был неизбежен. В дополнение было открыто, что мастерство в борьбе и натренированная атака из-за спины очень полезны при "групповой драке". После этих уроков было решено разработать улучшенную тренировочную программу для китайских солдат, базирующуюся на научных принципах и непосредственных наблюдениях, чтобы компенсировать их более мелкие общие размеры и силу.
Однако в описываемое время китайские спецчасти были расстроены поражениями в этих стычках. Один из молодых офицеров по прозвищу "Сяо Шаньдун" ("Малыш из Шаньдуна") был знаменит своим мастерством в ушу и владением широким мечом. Нужно заметить, что Шаньдун - это одна из провинций Китая с большим количеством занимающихся ушу. Сяо Шаньдун решил, что спасением от этих унизительных поражений могла бы стать тренировка солдат техникам широкого меча. Однако на поле боя они должны использовать деревянные палки вместо мечей, которые не могли бы рассматриваться как оружие. Начальство одобрило его решение. В очередной стычке китайские солдаты, с помощью спрятанных в длинных рукавах палок, легко прогнали советских оппонентов, которые были поражены скоростью и мощью этих техник боя палками. Позднее советские солдаты также попытались использовать палки. Однако их мастерство не шло ни в какое сравнение с китайским. В одной из знаменитых стычек злой и взбешенный Хромой лейтенант, чья рука была только что сломана Сяо Шаньдуном, решил открыть огонь из своего пистолета чтобы уйти и защитить свои войска. Это быстро привело к использованию с обеих сторон тяжелого автоматического оружия и кровавой бане. Как ни странно, единственным уцелевшим в этой стычке стал Сяо Шаньдун, несмотря на полученные с обеих сторон в тело 7 пуль. Китайское правительство формально наградило его званием "Героя НОАК", и каждый год 1 августа его приглашают рассказать его историю новым солдатам специальных частей 49-й полевой армии.
Последний кризис между Китаем и СССР был в 1979 году, когда Китай атаковал Вьетнам, "младшего брата" Советского Союза. Чтобы помочь Вьетнаму, Советская армия начала концентрироваться вдоль Манчжурской границы, угрожая вторжением если Китай немедленно не уберется из Вьетнама. Шел как раз второй год моей службы в 5-м полку Шэньянской региональной группы армий. Мы базировались на Большом Хинганском хребте. Мы решили передвинуть большинство наших частей за горный хребет, чтобы они не были столь уязвимы. Сообщалось, что против нас размещено 25 советских мотострелковых частей содержащих около 250,000 человек с авиационной поддержкой, и нас просили задержать вторжение хотя бы на 24 часа, до подхода подкреплений из 23-й полевой армии с Дацинских газовых месторождений. В нашем распоряжении было 12,000 человек и сеть подземных туннелей и укреплений, выстроенных за последние 20 лет. По слухам наше командование не было уверено в нашей способности сдержать на 24 часа Советское вторжение в случае трехмерной атаки (авиации, танков и пехоты). Потому мы помогали тренировать гражданских лиц тактике партизанской войны и использованию взрывчатки и бомб с часовым механизмом в случае вторжения и оккупации. К счастью, советского вторжения не произошло, так как китайцы ушли из Вьетнама после 9 дней боев.
После распада Советского Союза граница стала мирной.