Об экспедиции водным путем Екатеринбург - Петрозаводск Помните, как мы в детстве пускали в лужах кораблики, мечтая о том, что когда мы вырастем, то уплывем на них в настоящее путешествие. И увидим новый мир и узнаем новых людей, и , может быть, мир узнает о нас… У большинства все это так и осталось мечтами, но вот некоторые, наиболее упорные, смогли воплотить свою детскую мечту во взрослой жизни. 22 августа 2013 года пополудни некое необычное судно причалило к водной станции ДОССАФ. Это комбинированное парусно- весельно-мотрное судно напоминало старинную волжскую ладью. На борту «Рюрика» (а так оно именовалось) находились восемь членов экипажа, в том числе несколько бородатых дедов и один юнга.
Наш корреспондент задал ряд вопросов «капитан-командору» судна: о замысле путешествия, его цели, событиях происходящих в пути. Рассказывает руководитель экспедиции Константин Павлович Порожский, профессор Уральского государственного горного университета: "Экспедиция организована клубом «Вита» (ныне общественным объединением), проповедующим здоровый образ жизни по системе Галины Шаталовой, созданным много лет тому назад при университете. Название экспедиции «Возвращение к истокам». Под ним подразумеваются судьбы народов и судьба каждого человека в отдельности, это как бы возвращение к своим корням, к истокам, к тем местам, от которых ты начинал когда-то свой путь по жизни. Цель нашего маршрута – это объединение исторических традиций двух городов Екатеринбурга и Петрозаводска. Знаменитый архитектор, геолог и военный Вильгельм де Геннин, основоположник Екатеринбурга (с его горных заводов начинался город) был комендантом Олонецких заводов под Петрозаводском, под его руководством они стали крупнейшим промышленным комплексом по производству вооружения в России. Де Геннин показал себя в качестве геолога, открыв несколько месторождений железных руд и построив знаменитый курорт «Марципальные воды». Наш верхнетуринец Аникита Ярцов с 1772 по 1782 год возглавлял Александровский пушечный завод. Он лично распланировал и начал застройку центра Петрозаводска. Сам я родился в Петрозаводске, а волею судьбы провел большую часть жизни в Екатеринбурге (тогда еще Свердловске), работая геологом, буровиком. В течении трех лет мы с друзьями строили судно. Я строил судно, мой сын строил судно, и его приемный сын тоже строил судно. И это тоже историческая традиция: дети должны строить вместе со взрослыми. В нашем клубе «Вита» мы объединяем взрослых и детей, организовываем путешествия, учимся науке выживания. Судно мы испытывали на чудесном озере Итиль, оно прошло трудную регистрацию в ГИМСе, где мы получили удостоверения судоводителей. Наш экипаж, как видите, имеет свою форму, мы ведем судовой журнал, ежедневно отправляем на сайт «Витаклуба» отчеты о прохождении маршрута, так что у нас все вполне организовано. Мы начали свое путешествие еще весной 1 мая, от истоков реки Чусовой – по маршруту Ермака. Разумеется, в связи с особыми условиями, шли вначале на байдарках и катамаранах. С нами вместе в путь вышли и четыре маленьких детских кораблика, оснащенных надписью «помогите мне добраться до Камы» и с нашими адресами. Уже было сообщение, что один кораблик видели – плывет в нужном направлении. Затем сухопутным путем наше судно было доставлено в Пермь, и вот с 10 августа мы спустили его на воды Камы. Прохождение камско-волжского этапа требует немалых затрат, особенно на бензин для моторов, у нас есть спонсор, который выделил хорошую сумму на это дело. Организовано береговое сопровождение на автомобиле. Прошли восемь областей и республик. Везде нас хорошо встречали. В Чистополе сам мэр обеспечил нам чудесный прием. Мы выступали перед большой аудиторией с народными и казачьими песнями и получили весьма лестную оценку. Нас снимало местное телевидение. (Кстати, и на базе ДОСААФ члены экспедиции устроили небольшой импровизированный концерт с залихватскими песнями). По правде сказать, опыта хождения по рекам, у нас почти никакого, да и у судна выявились некоторые проблемы – это текучесть и рыскучесть, поэтому мы особенно беспокоились в Камском устье, где от берега до берега довольно приличное расстояние, молились о том, чтобы не разыгрался шторм. Но, слава Богу, погода пока нам благоприятствует. Там же на Каме случились два забавных момента. Пришвартовавшись вечером у берега, утром мы с удивлением обнаружили, что судно находится на суше. Пришлось разными способами и ухищрениями возвращать его на большую воду. Проходя шлюзы Чебоксарской ГЭС, мы чуть не пострадали от толкача, включившего свои моторы прямо перед нашим носом. А так все пока идет хорошо, завтра нас ждут в Козмодемьянске". Напоследок Кирилл Павлович прочел свое стихотворение, как нельзя точно отражающее суть путешествия к истокам: Как причудлива река Чусовая – Красоту ее вижу я… Понимаю, Что родным мне стал Урал величавый. Здесь я многое узнал – быт и нравы. Но душа моя к истокам стремится, Чтоб воды из родника вновь напиться, Чтоб взглянуть на милый край, на озера. Скоро ль с ним увижусь я? Видно, скоро… В Чебоксарах экспедиция посетила знаменитый залив, побывала на Арбате и запаслась продуктами Наутро в ее планах было отстоять заутреннюю молитву в Свято-Троицком монастыре, а затем продолжить свой путь по великой русской реке Волге – к ее истокам. Ну, что же: помолимся за здравие всех странствующих и путешествующих. Дай им Бог удачи. Владимир Сучков
|