Интеллектуальные тесты врут!
Специалисты убеждены - по нынешним методикам IQ не вычислить
Светлана
КУЗИНА — 13.06.2003
100 лет назад, в 1903 году,
французским психологом Альфредом Бине была разработана методика количественной
оценки мыслительных способностей, впоследствии ставшей известной как
определение коэффициента интеллекта - IQ (англ. Intelligence quotient). Ровно
сто лет потребовалось для того, чтобы разочароваться в этом тесте.
У ученых никогда не иссякал интерес узнать, «кто на свете всех дурнее, всех
мозгастей и шизее». Поэтому появились на свет тесты, измеряющие уровень
интеллекта. В обычный «набор» входили умение решать логические задачи,
манипулировать буквами в словах, абстрактно мыслить. Впервые тесты Бине на
уровень интеллекта были опробованы на французских школьниках в 1905-м. Тогда же
среднее значение IQ было принято за 100. С тех пор 70 - 85 баллов получают люди
с посредственным интеллектом, а набравшие 120 - 150 считаются высокоодаренными.
Ученые уже протестировали почти весь мир и пришли к выводу, что 75% населения
Земли слегка туповато, 24,5% - уже не слегка, и только 0,5% - интеллектуальная
элита общества. Десятки миллионов долларов были
потрачены на разработку все новых тестов. Однако уже в середине 1990-х в таких
методиках начали сомневаться. Стало понятно, что с помощью обычной тpениpовки
можно заметно поднять свой pезyльтат. Да и не всегда люди с высоким IQ
оказывались самыми умными. Ну как, например, объяснить такие факты: самый
высокий IQ, равный 228 (!), зарегистрирован в 1989 г. у 10-летней (!)
американки Мэрилин Савант, тогда как у Эйнштейна IQ был равен 200, а у Дж.
Буша-младшего он и вовсе ниже 100! За разъяснениями мы обратились к
специалистам.
МНЕНИЯ «ПРОТИВ»
Профессор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Михаил
КОЛИЦЫН:
- IQ на 90% оценивает не интеллект, а математические, логические
способности и быстроту реакции. Но ни один гигант мысли гуманитарной,
философской направленности такой тест не пройдет! Какие-то нетривиальные
ассоциации, творческое мышление ухудшают проходимость теста. Даже известный
составитель тестов Айзенк признавал, что тест рассчитан на «разгадывание
загадок», которые не всегда отражают глубину интеллекта тестируемого, а просто требуют особых навыков.
Директор частной московской школы Иван АРТЕМЬЕВ:
- Однажды в одной из школ в США пpи тестиpовании детей, котоpые показали
самый низкий IQ в классе, ученые нарочно им завысили результат. И всем yчителям
наврали. Через месяц y всей экспериментальной гpyппы повысилась yспеваемость, а
на тестиpовании они показали pезyльтаты, совершенно НЕотличающиеся от «дутых».
Причина: учителя стали лучше обучать «гениев».
МНЕНИЕ «ЗА»
Один из авторов нашумевшей книги «Колоколообразная кривая» психолог Чарльз
МЮРРЕЙ:
- Дети с низким IQ становятся бедными в 15 раз чаще, чем умники, потому что
они чаще бросают школу, недоучившись. Также среди лиц с низким IQ значительно
больше тех, кто не может и не хочет найти работу. Средний IQ у лиц, нарушивших
закон, как правило, ниже среднего уровня (80 баллов), а у
преступников-рецидивистов он еще ниже. Более того, это разделение влияет и на
демографию: женщины с высоким интеллектом детей рожают меньше и позже, чем
женщины с низким IQ.
НОВШЕСТВО
Важен не ум, а характер
Разочаровавшись в коэффициенте интеллекта, ученые придумали новый тест.
Настоящим ключом к успеху был назван недавно открытый EQ (emotion quotient) -
тест на коэффициент эмоциональности, определяющий способность управлять
эмоциями. Вот как прокомментировал появление нового теста доктор
психологических наук профессор Алексей ДРУЖИНИН:
- Каждый человек действует под влиянием импульсов, а как раз в умении ими
управлять и кроется истинный залог успеха. Недаром теперь в среде американских
менеджеров шутят: «Принимают на службу на основе IQ, но карьера делается
благодаря EQ». И это неудивительно. Ведь любой из вас знает случай, когда у
человека блестяще начавшаяся карьера не складывается из-за дурного характера. Для хорошего EQ основой является
способность распознавать свои и чужие чувства, сохранять спокойствие и оптимизм
в трудных обстоятельствах.
ТЕСТ НА EQ
1. Ваш друг надел свой лучший костюм, а вы не заметили, и он обиделся. Вы
ведете себя так, потому что...
а) По рассеянности не обратили на него внимания.
б) Подумаешь, как будто он нарядился для вас!
в) Были на него сердиты по другим причинам.
2. В подъезде дети устроили шум. Вы отругали их. Ваши ощущения:
а) Эти дети совершенно невоспитанны!
б) Жаль, что погорячился: это ведь всего-навсего дети.
в) Вам неловко: надо уметь держать себя в руках.
3. При приеме на работу вы разозлили работодателя тем, что слишком дотошно
расспрашивали о деталях...
а) Если бы вы этого не сделали, было бы хуже: раз он так злится, наверняка
собирался обмануть!
б) Лучше сразу прояснить все вопросы.
в) Вы понимаете, что могли произвести невыгодное впечатление, но своей работой
вы его загладите.
4. Ваша вторая половинка часто проводит вечера с друзьями, оставляя вас в
одиночестве. Вы...
а) Устанавливаете недельный график, определяющий, когда она (он) должна
(должен) быть с вами.
б) Организуете собственный междусобойчик.
в) Приглашаете всех к себе домой.
5. Вас упрекают, что вы упускаете возможности на работе из-за своего парня
(девушки). Вы думаете...
а) Пусть люди занимаются своими делами.
б) Никогда нельзя судить со стороны.
в) Они правы, и вы отдаете себе в этом отчет.
6. На собеседовании вас спрашивают, почему вы хотите работать на этой фирме.
Как лучше ответить?
а) Потому что это престижно.
б) Всегда интересовала такого типа работа.
в) Потому что это основательная, солидная фирма.
7. Знакомый с увлечением рассказывает вам о предстоящей поездке. А он уже
говорил об этом!
а) Если он не помнит о том разговоре, значит, вы его вовсе не интересуете!
б) Думает только о себе, а не о том, интересно ли вам!
в) Он так счастлив, что о другом не может и говорить.
8. Подруга дарит вам цветок с запиской: «Хотя бы пока он жив, ты обо мне не
забудешь!» Ваша реакция:
а) Это ее кокетство.
б) И почему нужно делать эти полуприкрытые упреки!
в) А что общего у растения с твоей памятью?
9. Вы раскритиковали только что увиденный фильм, и у вашего друга
испортилось настроение. Ваши мысли:
а) При нем даже нельзя высказать свое мнение.
б) Ваша критика фильма не должна его трогать.
в) Ему, наверное, понравилось, и он теперь подумает, что у вас нет ничего
общего.
10. Мама испекла вам пирог, который вы обожали в детстве, а вы к нему даже
не притронулись. Почему?
а) Просто не хотелось.
б) Не было настроения вспоминать детство.
в) Мама просто не хочет понять, что вы на диете!
РЕЗУЛЬТАТЫ Если у вас...
...большинство
Вы личность рассудочная. Можете ранить и даже не заметить, а интерес к себе
считаете непрошеным вмешательством. Вы человек рациональный, опираетесь на
общепринятые правила и устои, игнорируя связь между чувствами и делами.
...большинство
Вы живете сердцем. Чувствительны к проявлениям симпатий и антипатий со
стороны окружающих. Когда вы спокойны, умеете поставить себя на место
собеседника. Однако часто вы поддаетесь излишним тревогам, что приводит к
депрессии.
...большинство
Идеальное равновесие рассудка и сердца. У вас прекрасная способность
улавливать чужие эмоции. Благодаря понимаю слабостей окружающих вам удается
строить отношения с ними на уважении и добиваться своего с большим тактом.
|